Тень империи
Сложное впечатление производят промзоны. Особенно полузаброшенные. Дзержинск и встретил группу саровских журналистов многокилометровой иллюстрацией к иррациональному «Пикнику на обочине».
На прошлой неделе Саровбизнесбанк организовал пресс-тур в город химиков. Здесь у СББ уже десять лет работает филиал и пять дополнительных офисов с удобным графиком для обслуживания физических лиц. Работает, по словам управляющего Дмитрия Поспелова, достойно. Постоянно расширяет круг вкладчиков, получающих весь спектр современных банковских услуг (расчетно-кассовое обслуживание и кредитование физических и юридических лиц, прием вкладов, валютно-обменные операции, прием коммунальных платежей и платежей без открытия счета, переводы по системе «Western Union»). И выдерживает конкуренцию с полутора десятками других коммерческих банков, освоивших дзержинскую площадку. Главными же коллегами-соперниками управляющий филиалом Саровбизнесбанка считает не абы кого, а тройку очень крупных российских банков.
«Мне районный монумент кажет ноженьку лукаво»
Погуляем? На дзержинских домах знакомые колонны, балкончики, лепнина. В общем, сталинский ампир. Похоже на Саров. Только вот сравнивать внешний вид (читай, сохранность) зданий и состояние дорог «у нас» и «у них» не будем: условия выживания в годы экономических преобразований у двух городов были разными. Хотя города – практически ровесники.
И еще одна деталь. Если саровчане в свое время весьма решительно высказались за возвращение городу имени, то дзержинцы вряд ли будут настаивать. Ну не слишком лестно называлось сельцо Растяпино, в которое почти век назад (1915 г.) эвакуировали из Питера завод взрывчатых веществ. С которого все и началось.
Зато и в Дзержинске, и в Сарове есть по своей Черной речке, а названия улиц в обоих городах ностальгически напоминают о советских временах и героях. Советская, Ленина, Чапаева, Урицкого, Терешковой… И площадь Дзержинского, разумеется.
Естественно, с памятником «железному Феликсу». Чекист выглядит отрешенным и замкнутым. Может, и оскорбленным: голову и плечи монумента в начале 90-х отчаянные активисты Гринписа щедро окатили зеленой краской. С тех пор коммунальщики его все никак не отмоют.
«Какого вы мнения о качестве дорог в городе и на подступах?» – спросили всенародно избранного мэра Дзержинска саровские журналисты, вдоволь уже напрыгавшиеся по ухабам.
– Плохие у нас дороги, – не стал вилять Виктор Сопин. – Но все изменится.
И развернул программу постепенных изменений, которые намерен реализовать в течение своего правления. Это и вхождение города в нефтехимический кластер, создающийся в Нижегородской области, и привлечение иностранных инвесторов, обживающих некогда замороженные мощности химического гиганта, и создание качественно новых химических производств – с иными экологическими стандартами. Практическая же работа, по признанию мэра, интересней хоть и масштабного, но все же умозрительного законотворчества, коим он несколько лет занимался в Нижегородском ОЗС.
Уленшпигели
Пластиковые зарплатные проекты Саровбизнесбанк в Дзержинске реализует в основном с малым и средним бизнесом и с муниципальными предприятиями. Кукольный театр, клиент СББ, работает в Дзержинске более 20 лет.
Признание к творческому коллективу пришло с первой же постановкой, удачно прожиты два десятилетия, поставлено более семидесяти спектаклей. Две сотни малышей ежедневно наблюдают, как стираются грани между сказкой и реальностью, как добро постоянно одерживает победу над злом. Есть спектакли и для взрослых. Не менее популярные. «Мы все здесь делаем своими руками», – продемонстрировала рождение и одушевление кукол заведующая производственными мастерскими Татьяна Дмитриева. Выхода на сцену персонажи спектаклей ждут терпеливо, плечом к плечу, уверенно вздернув носы и подбородки. Каждый в своей сказке.
Завод герметизирующих материалов – дитя трех любящих женщин. Профессиональных, упорных, неизлечимых трудоголиков. Галины Савченковой, Татьяны Артамоновой и Надежды Кижватовой. Десять лет назад несколько арендованных помещений и 14 сотрудников и были – ООО «ЗГМ». Теперь завод – это две сотни работников со средней зарплатой в 20 тысяч, собственные цеха, раскрученный брэнд и почти пять тысяч тонн пятисот видов продукции. Названия остались для автора материала тайной за семью печатями: полифункциональные ленты, шнуры, мастики для уплотнения в строительстве и для пароводобиотеплозащиты, а также от радиации. Но потребителями ряда продуктов ЗГМ являются Росатом (Калининская, Ростовская, Нововоронежская АЭС) и Роскосмос – разве не признание?
Уже дома в Сарове мои мужчины схватили брикетик дареного герметика и принялись латать все, что попалось под горячую руку.
Завод спецтехники «Дизель – ТС» оглушил лязгом металла. Генеральный директор Михаил Шуваев оттеснил журналистов на обочину дороги и дал отмашку нескольким толстобоким машинам: «Казахстанских заказчиков с утра не отпускал – вам хотел машины показать». На «Дизеле…» на базе шасси «Уралов», МАЗов, КамАЗов и иномарок изготавливают автоцистерны. От молоковозов до полуприцепов-цистерн для перевозки кислот, нефтепродуктов и взрывчатых веществ. Здесь же ремонтируют свою продукцию, отработавшую приличные сроки.
Производственная база Дзержинска понемногу обретает новых хозяев. Восстанавливается. Возвращение городу былой значимости состоится – но при ином технологическом уровне производства. И при поддержке кредитно-финансовых учреждений. В том числе – Саровбизнесбанка.
Т.Криницкая,
фото Т.Володиной